Чем все-таки можно объяснить, что большинство погибших помпейцев на их гипсовых слепках имеют широко открытые рты? Именно этот факт в первую очередь и дал предположение о том, что смерть их пришла от удушья. Вулканологи же дали иной ответ — это каталептическое окоченение. Все помпейцы застыли в таких позах, в которых были внезапно застигнуты волной из раскаленных газов. И на самом деле, многие из них были скованны резким мышечным спазмом, которые остановил их в движении, к примеру, в позе бега разве человек, которому трудно дышать, может бежать. Концепция априори, по утверждению Мастролоренцо, дала толчок археологам на неверную интерпретацию того, что они увидели при раскопках, что открытые рты жертв катастрофы — это последний крик боли, но не последнее желание еще раз вздохнуть, руки же помпейцев, которые поднесены к лицу, — это не защита от вулканического пепла, а результат судорожного спазма.
С помощью гипса удалось восстановить кроме тел людей, тела и животных, а также фрукты и овощи.
Почему же всегда позы жертв объяснялись именно удушьем? Все благодаря лишь убедительному рассказу о смерти Плиния Старшего, вышедшему из-под пера его племянника, небезызвестного Плиния Младшего, которые написал рассказ этот через четверть века после извержения вулкана Везувий. Он писал, что защитой от камней люди клали на свои головы подушки, привязывая их в таком положение полотенцами. День здесь был чернее ночи и плотнее любой другой ночи. Дядя лежал на подостланном парусе. Огонь с запахом серы говорили о приближении огня, обращая иных в бегство. Дядя же встал на ноги, опираясь на рабов, и сразу упал, полагаю, потому как густые испарения перехватили его дыхание. После того, как вернулся дневной свет, тело дяди нашли в совершенной сохранности, в одеждах какими они были, он походил более на спящего, нежели чем на умершего человека. Только вот Плиний Старший наблюдал за извержением Везувия со значительного расстояния, до которого пирокластический поток просто не дошел.
В позе Плиния Старшего археологи тела находят весьма редко, основная часть оставшихся в городе были активно чем-либо заняты в момент постижения их смертью. Наиболее убедительно доказательство теории Мастролоренцо в лице одного помпейца, который пребывал на момент смерти в сортире, так там и оставшись. Интересно, кто в момент удушья направился бы в уборную?